Трансафганская железная дорога: шаг к региональному сотрудничеству

Узбекистан, Пакистан и Афганистан сделали значительный шаг к реализации амбициозного проекта Трансафганской железной дороги. 17 июля в Кабуле три страны подписали межправительственное соглашение, чтобы начать разработку технико-экономического обоснования железнодорожной линии Термез–Наибабад–Майданшар–Логар–Харлачи, как сообщили в «Узбекских железных дорогах».

Подписание соглашения и согласование маршрута

Соглашение подписали министр транспорта Узбекистана Ильхом Махкамов, министр железных дорог Пакистана Мухаммад Ханиф Аббаси и и.о. министра общественных работ Афганистана Мохаммад Эса Тани на трёхстороннем саммите. Маршрут, охватывающий более 700 км, был согласован ещё в июле 2023 года в Исламабаде. Для координации исследования создан проектный офис в рамках Стратегии развития международных транспортных коридоров. Офис начал работу в Ташкенте в мае 2023 года, с филиалами в Кабуле и Исламабаде.

История и значение проекта

Идея Трансафганской железной дороги возникла в 2018 году. Она свяжет Термез с Мазари-Шарифом, Кабулом и Пешаваром. Проект создаст прямой путь из Центральной Азии к Аравийскому морю. По словам министра иностранных дел Узбекистана Бахтиёра Саидова, за год товарооборот с Афганистаном вырос почти втрое. Он подчеркнул, что проект укрепит связи между странами региона.

Поддержка и экономический потенциал

И.о. министра внутренних дел Афганистана Сираджуддин Хаккани назвал проект стратегически важным. Он отметил добрую волю Узбекистана и потенциал железной дороги для экономического роста. Инициатива поддержана Россией, Ираном и международными финансовыми институтами. Ожидается, что дорога сократит время доставки грузов до пакистанских портов Карачи и Гвадара с недель до дней.

Стоимость и технико-экономическое обоснование

Изначально проект оценивался в 4,8 млрд долларов, но, по данным Tolo News, стоимость выросла до 7 млрд. Технико-экономическое обоснование определит инженерные вызовы, точные затраты и торговые перспективы. Безопасность маршрута также будет ключевым вопросом. Если исследование подтвердит целесообразность, страны начнут искать финансирование и устанавливать сроки строительства.

Перспективы для региона

Аналитики считают, что железная дорога изменит торговлю в Центральной Азии. Страны без выхода к морю, такие как Узбекистан, Казахстан и Таджикистан, получат доступ к портам. Это откроет новые рынки в Южной Азии. Проект укрепит экономические связи и логистику региона.

Следующие шаги

В Ташкенте, Исламабаде и Кабуле сейчас сосредоточены на завершении исследования. Политическая поддержка и рост торговли дают проекту большие шансы. Трансафганская железная дорога может стать ключевой транспортной артерией региона.

Статьи по теме

Back to top button