Аналитический доклад: Транс-евразийская интеграция: Центральная Азия как ключ к региональной связности и устойчивому развитию
Евразия — это крупнейший континент на Земле, объединяющий территории Европы и Азии, с общей площадью 53,6 миллионов км2 и населением более 5 миллиардов человек (примерно 70% населения Земли).
На просторах Евразии расположены 93 страны, в числе которых такие гиганты по территории, как Россия, Китай и Казахстан, а также по численности населения — Китай, Индия и Россия. Это также дом для более чем 400 народов, представляющих богатое этническое и культурное разнообразие, включая крупнейшие этнические группы, такие как ханьцы, хиндустанцы и русские, и множество языковых семей, от индоевропейской до тюркской и урало-алтайской.
На фоне этого многообразия Евразия становится ареной для создания и развития различных интеграционных структур, направленных на укрепление политических, экономических и культурных связей между государствами. Важнейшие из них включают Евразийский экономический союз (ЕАЭС), который объединяет Россию, Беларусь, Казахстан, Армению и Кыргызстан, нацелен на углубление экономической интеграции; Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС), которая включает в себя Китай, Россию, Индию, Пакистан и страны Центральной Азии, с фокусом на безопасность и экономическое сотрудничество; и Содружество Независимых Государств (СНГ), охватывающее большинство бывших советских республик, с целью содействия многостороннему сотрудничеству.
Интеграционные процессы в Евразии разнообразны по своей природе и направленности, и их успешное развитие способно не только усилить позиции региона на мировой арене, но и предложить новые модели интеграции, которые могут стать ключевыми для установления мира и стабильности в глобальном масштабе.
В этом контексте Центральная Азия, как ядро и сердце Евразии, играет решающую роль в формировании новых интеграционных процессов и моделей, способных объединить весь регион. В условиях глобальных вызовов и изменяющейся мировой геополитической архитектуры страны Центральной Азии демонстрируют готовность к активному участию в международных процессах, укрепляя свою роль как важного субъекта мировой политики.
Как указал в своей статье «Ренессанс Центральной Азии: на пути к устойчивому развитию и процветанию» Президент Казахстана К.К. Токаев: «Государства Центральной Азии смогли выработать свою прагматичную стратегию внешнеполитических взаимоотношений, которая создала стабилизирующий баланс межстрановых и межрегиональных интересов, позволила нам стать полноправными участниками глобальных процессов. [1]»
На фоне глобальной нестабильности и поиска новых моделей развития, Центральная Азия выступает не только как связующее звено между Азией и Европой, но и как самостоятельный региональный актор, готовый внести значимый вклад в обновление мировой системы.
Казахстан, как значимый актор в Евразийском регионе, последовательно придерживается принципов мира, интеграции и многосторонней дипломатии. Республика активно развивает сотрудничество в рамках таких международных организаций, как ООН, ОДКБ, СНГ, ЕАЭС, ШОС и ОБСЕ. В частности, Астана выступила с рядом инициатив, включая создание Международного агентства биологической безопасности, открытие Регионального центра ООН по целям устойчивого развития для Центральной Азии и Афганистана в Алматы, а также проведение Регионального климатического саммита под эгидой ООН в 2026 году. Эти действия подчеркивают стремление Казахстана к укреплению мер доверия и безопасности на евразийском континенте, а также его важную роль как связующего звена между Европой и Азией, Западом и Востоком [2].
Центральная Азия и Евразийская интеграция: геополитическая и экономическая значимость.
Интеграция позволяет объединить ресурсы и усилия для эффективного решения общих вызовов, таких как торговые барьеры, политическая нестабильность и экологические проблемы. Одной из моделей, которая последовательно развивается при участии двух республик из Центральной Азии — ЕАЭС
В «Договоре о Евразийском экономическом союзе» [3] указан основной принцип евразийской интеграции — уважение суверенитета и территориальной целостности государств-членов. Конкретным примером реализации этого принципа является практика принятия решений в организации, особенно в контексте таможенного регулирования и экономической политики.
Все решения, касающиеся изменений в таможенных тарифах, введения новых стандартов или принятия экономических соглашений, принимаются на основе консенсуса между государствами-членами.
Казахстан неоднократно выступал инициатором дискуссий по вопросам гармонизации таможенного законодательства, что способствовало сбалансированному подходу к интеграционным процессам и учету суверенных прав государств-участников.
В 2020-2023 годах объем ВВП ЕАЭС увеличился на 4,1%, достигнув 2,2 трлн долларов. Промышленное производство выросло на 8,3%, в том числе в обрабатывающей промышленности – на 5,7%. Производство продукции сельского хозяйства увеличилось на 11,8%. Объем взаимной торговли государств ЕАЭС за тот же период вырос в 1,5 раза.
Сегодня ЕАЭС – один из составляющих элементов архитектуры международных экономических отношений. Идет работа с ШОС, СВМДА, направленная на формирования бесшовного пространства в рамках Большой Евразии. Одним из первых шагов в этом направлении стоит считать сопряжение евразийской интеграции и инициативы «Один пояс, один путь» [4].
Стратегия-2025 расширила горизонты Договора о ЕАЭС и ознаменовала собой переход от этапа становления к этапу проектной интеграции. 25 декабря 2023 года главы государств Евразийского экономического союза подписали Декларацию развития ЕАЭС до 2030 года и на период до 2045 года «Евразийский экономический путь».
С учетом того, что ЕАЭС это достаточно молодое интеграционное объединение актуальным выглядит та логика изменений, которая заложена в Стратегических направлениях развития ЕАЭС до 2025 года [5]. Проанализируем то, какие перспективы ЕАЭС могут быть раскрыты для его участников исходя из геополитической и экономической составляющей данной структуры.
Геополитическая и экономическая значимость ЕАЭС
Фактор значимости | Структурные элементы | Перспектива |
Геополитическая значимость | Региональная стабильность и безопасность | Укрепляет политические и экономические связи между членами, создавая платформу для диалога. |
Укрепление суверенитета | Помогает государствам-членам отстаивать свои интересы на международной арене, сохраняя суверенитет. | |
Геополитическое влияние России | Усиливает влияние России в постсоветском пространстве, создавая альтернативу другим интеграционным проектам. | |
Экономическая значимость | Единое экономическое пространство | Обеспечивает свободное перемещение товаров, услуг, капитала и рабочей силы. |
Развитие инфраструктуры и логистики | Союз стимулирует развитие транспортных и логистических коридоров, связывающих Европу и Азию. | |
Интеграция в глобальную экономику | Способствует углублению интеграции его членов в глобальные экономические процессы, усиливая их позиции на международной арене. |
Перспективы развития Евразийского экономического союза (ЕАЭС) зависят от множества факторов, включая внутренние реформы, международную политическую и экономическую ситуацию, а также успешное решение текущих вызовов. Вот ключевые направления, которые могут определить будущее ЕАЭС:
1. Углубление экономической интеграции и расширение внешнеэкономических связей.
Необходимо устранение оставшихся барьеров и исключений, которые замедляют процесс интеграции. ЕАЭС может усилить свои позиции на международной арене через заключение новых торговых соглашений с внешними партнерами. ЕАЭС имеет действующие соглашения о свободной торговле с Вьетнамом, Сербией. С Ираном продлено временное соглашение, очень надеемся в этом году выйти на полноформатное. Идет работа по выходу на финальные договоренности с ОАЭ и Египтом. С крупнейшим партнером союза — Китаем действует соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве. Работаем для сопряжения ЕАЭС с китайской инициативой «Один пояс, один путь», реализуем с партнерами совместную дорожную карту. Статус наблюдателя при ЕАЭС сегодня имеют три страны: Куба, Узбекистан, Молдавия. Узбекистан, имея статус наблюдателя, подключен к работе ЕАЭС по четырем направлениям: вопросам климатической повестки, цифровизации грузовых железнодорожных перевозок, электронной торговле, реализации проекта «Евразийский агроэкспресс».
2. Цифровая трансформация. Утвержденная 26 декабря 2016 года, эта повестка охватывает основные направления цифровой трансформации до 2025 года, направленные на обеспечение устойчивого развития и повышения конкурентоспособности региона. Одним из ключевых аспектов повестки является реализация крупных ИТ-проектов. Например, в 2024 году в ЕАЭС был создан госоператор электронной торговли, который отвечает за логистику и таможенное сопровождение товаров, приобретаемых через международные интернет-площадки. В этот же период Минцифры РФ выделило 59 миллионов рублей на разработку компонентов интегрированной информационной системы (ИИС) ЕАЭС, что стало важным шагом в создании единой информационной инфраструктуры Союза. В 2023 году технологии «ГЛОНАСС» были интегрированы в проект «Евразийский агроэкспресс» для обеспечения продовольственной безопасности и повышения эффективности перевозок сельскохозяйственной продукции. Были достигнуты договоренности о взаимном признании электронных цифровых подписей (ЭЦП) среди стран ЕАЭС, что значительно упростило трансграничные взаимодействия в сфере B2G.
Всемирный банк представил обзор цифровой повестки ЕАЭС, подчеркнув, что синхронизация усилий стран Союза в области цифровизации может обеспечить значительный прирост ВВП – до 11% к 2025 году. Основными источниками этого роста станут устранение нормативно-правовых барьеров и развитие экономики данных. В этой связи Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) предложила странам Союза синхронизировать свои национальные цифровые повестки для реализации общих технологических платформ и проектов [6].
3. Развитие инфраструктуры Инвестиции в инфраструктурные проекты, такие как транспортные коридоры, энергетические сети и логистические хабы, будут играть важную роль в будущем союза. Развитие таких проектов, как «Север-Юг» и «Запад-Восток», будет способствовать более тесной интеграции стран-членов и улучшению их связности с другими регионами. Говоря о переосмыслении геополитического значения транспортных коридоров Евразии, речь следует вести не столько о «переориентации» имеющихся связей, сколько об «активизации» сотрудничества на «восточном направлении». Пропускная способность Транссиба оценивается ежегодным объемом перевозок в 100 млн тонн грузов, в том числе до 250–300 тыс. контейнеров международного транзита в 20-футовом эквиваленте.
Из железнодорожных маршрутов основным конкурентом для Транссиба в транзитных перевозках может стать Северный коридор Шелкового пути. Восточным началом магистрали является китайский порт Ляньюньган. Магистраль пересекает территорию Китая и Казахстана, соединяясь в Петропавловске с южным ходом Транссиба, выходя по нему через Курган в Россию и далее в страны Европы.В перспективе на международные евразийские железнодорожные коридоры может перейти значительная часть транзитных контейнерных грузов, требующих скоростной перевозки. Переход будет определяться темпами прогрессивных сдвигов на самом железнодорожном транспорте, прежде всего темпами его сверхмагистрализации.
Смежные районы континентальной зоны Евразии связывает не столько сходство этнического состава населения, близость хозяйственной специализации или однотипность исторического пути развития, сколько специфика их экономико-географического положения. Регионы, которые связывает Транссиб и Северный ход Шелкового пути являются внутриконтенентальными, удаленными от незамерзающих морей и океанов. В ультраконтинентальную зону (свыше 1000 км от моря) входят территории Казахстана, Монголии и стран Центральной Азии – почти полностью, в России это Сибирь, Урал и частично Поволжье; в Китае – Синьцзян, Ганьсу, Нинся, Цинхай и Тибет, частично Шэньси и Сычуань.
Глубокие различия в степени континентальности определяют принципиально неодинаковые уровни транспортных издержек, которые формируют ощутимую разницу в ценах на товары и доходах. Результатам становится замедление экономического роста и снижение уровня жизни населения ультраконтинентальных зон. Создание трансконтинентальных евразийских транспортных коридоров можно считать инструментом адаптации ультраконтинентальных регионов к текущей экономической конъюнктуре.
Трансграничное экономическое взаимодействие на основе общей транспортно-коммуникационной инфраструктуры способно принести очень большой эффект. Функционал Транссиба можно и нужно использовать для активизации трансграничного хозяйственного сотрудничества смежных районов Казахстана, России, Китая и др. стран.
Распределение населения в ключевых регионах, пересекаемых транспортными коридорами Шелкового пути и Транссибирской магистрали
Страна | Регионы | Процент населения |
Казахстан | Восточно-Казахстанская, Алматинская, Карагандинская, Акмолинская, Северо-Казахстанская области и города Алматы, Астана | Почти половина населения Казахстана |
Россия | 20 ультраконтинентальных субъектов РФ (от Республики Татарстан до Амурской области) | Около трети населения России |
Китай | Ультраконтинентальная зона Китая, прилегающая к Шелковому пути (без Шэньси) | Примерно 5% населения Китая |
Наибольшую значимость рассматриваемые коридоры будут иметь не сколько и не столько для КНР, а для населения и хозяйства Казахстана и России. Создание международных транспортных коридоров – Транссибирской сверхмагистрали и Северного хода Великого Шелкового пути – не нужно рассматривать как средство решения одних лишь узкоотраслевых транспортно-коммуникационных проблем и в первую очередь – как средство организации транзитных перевозок между Западной Европой и Восточной Азией. На самом деле данные коридоры должны стать поясами более тесной хозяйственной консолидации и экономического развития прилегающих внутриконтинентальных районов, работать на экономическую и политическую интеграцию обширного евразийского пространства [7].
4. Гибкость и адаптация к внешним вызовам. Текущая евразийская интеграция сталкивается с рядом серьезных проблем, главным образом из-за того, что интеграционные процессы преимущественно происходят на двусторонней основе, а не на многосторонней. Для исправления этой ситуации необходимо усилить многостороннее сотрудничество через более активное вовлечение всех стран-участниц в единые проекты и инициативы, развитие общих платформ для диалога и координации, а также укрепление наднациональных структур, которые могли бы эффективно управлять процессом интеграции и обеспечивать равноправное участие всех членов. ЕАЭС должен быть готов адаптироваться к изменяющимся условиям на глобальной арене, включая экономические санкции, изменения в торговых режимах и глобальные кризисы, такие как пандемии или климатические изменения. Гибкость и способность быстро реагировать на внешние вызовы будут важными факторами для дальнейшего развития союза.
Перспективы развития ЕАЭС зависят от успешного решения внутренних и внешних вызовов, а также от способности стран-членов работать совместно на благо всего союза. При правильном подходе, ЕАЭС может стать еще более влиятельным и успешным интеграционным объединением на евразийском континенте.
Глобальная экономическая синергия: роль Большого Евразийского Партнерства
Концепт Большого евразийского партнерства (БЕП), который еще в 2015 году предложил и озвучил В.В. Путин представляет собой стратегическую инициативу, направленную на формирование интеграционного пространства в Евразии с участием России, Китая и других государств региона.
В основе БЕП лежит идея укрепления политических, экономических и культурных связей между странами Евразии, что предполагает развитие многостороннего сотрудничества в различных сферах, включая торговлю, инфраструктуру, энергетику, безопасность и технологии.
В рамках БЕП предполагалось объединить усилия ЕАЭС, ШОС, АСЕАН и других региональных организаций для создания единого экономического пространства от Атлантики до Тихого океана. Когда в России заговорили о новом интеграционном принципе, то его рассматривали как способ повышения устойчивости региональной экономики и противостояния глобальным вызовам, таким как геополитическая напряженность и экономические санкции.
В долгосрочной перспективе такой подход предполагает формирование новой архитектуры международных отношений, основанной на принципах равноправного диалога, взаимного уважения и учета национальных интересов всех участников партнерства.
Одним из основных структурных элементов БЕП можно назвать СНГ — зону свободной торговли с огромным, более 240 миллионным рынком, который также за счет устойчивых связей (экономических, социальных и культурных) обеспечивает стабильность экономик стран, входящих в это объединение [8].
Сейчас реализация концепции Большого Евразийского партнерства (БЕП) сталкивается с серьезными препятствиями, которые делают ее воплощение маловероятным. Основные вызовы связаны с теми факторами, преодоление которых ставилось как основанная цель ее реализации. В условиях усиления конкуренции между мировыми державами и отсутствия единого видения будущего Евразии, координация и интеграция на таких масштабах становятся крайне затруднительными. Это приводит к необходимости поиска альтернативных моделей сотрудничества, которые могли бы учитывать текущие реалии и предлагать более гибкие, многоуровневые подходы, способные адаптироваться к изменяющимся условиям. Такие модели могли бы основываться на более локализованных и тематически узконаправленных инициативах, которые легче согласовывать и реализовывать на практике.
Стратегическое значение Центральной Азии
Центральная Азия является важным узлом транспортных коридоров, соединяющих Восточную и Западную Евразию. Такие инициативы, как китайский проект «Один пояс, один путь», подчеркивают стратегическое значение региона для создания новых маршрутов торговли и логистики. Регион также богат природными ресурсами, включая нефть, газ и редкоземельные металлы, что делает его привлекательным для иностранных инвестиций.
Такие вызовы, как недостаток инфраструктуры, специфические особенности политических режимов, риски конфликтов могут ограничивать потенциал региона в качестве ключевого узла, который может стать ключевым звеном для формирования глобальных интеграционных инициатив в рамках Евразии. Тем не менее, существуют значительные возможности для улучшения региональной связности и устойчивого развития.
Факторы повышения роли Центральной Азии в региональной связанности Евразии
Фактор | Значение | Проекты |
Развитие инфраструктуры | Инвестирование в транспортные коридоры, энергетические сети и коммуникационные технологии может повысить интеграцию региона в глобальные цепочки поставок. | Международный транспортный коридор «Север-Юг»»Западная Европа – Западный Китай»Каспийская трубопроводная система |
Экономическое сотрудничество | Усиление экономических связей между странами Центральной Азии и их соседями, включая Россию и Китай, может способствовать росту торговли и инвестиций. | ШОС, ЕАЭС, «Пояс и Путь» |
Экологическая устойчивость | В условиях изменения климата и экологических проблем, сотрудничество в области устойчивого развития, включая водные ресурсы и возобновляемую энергию, становится все более важным для региона. | Межгосударственная координационная водохозяйственная комиссия Центральной АзииПять крупных проектов ВИЭ запустят в Казахстане до 2030 года |
Международные и региональные организации, такие как Евразийский экономический союз (ЕАЭС) и Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), могут играть ключевую роль в содействии интеграции Центральной Азии. Эти структуры способны предлагать платформы для многостороннего сотрудничества и решения трансграничных проблем, таких как безопасность, миграция и экология.
Центральная Азия обладает значительным потенциалом для того, чтобы стать центром трансевразийской интеграции, способствующей региональной связности и устойчивому развитию. Однако для этого необходимы совместные усилия как со стороны самих стран региона, так и международных партнеров, направленные на преодоление существующих вызовов и реализацию имеющихся возможностей. В условиях успешной интеграции Центральная Азия может стать катализатором экономического роста и стабильности на всем Евразийском континенте.
Интеграционные модели Евразии: перспективы трансевразийского партнерства
Если модель Большого Евразийского Партнерства в силу определенных геополитических обстоятельств в настоящее время не может быть осуществима в ее полнофункциональном объеме, то идея развития другого концепта, который может быть определен как трансевразийская интеграция выглядит более прагматичным в части имплементации в текущие процессы региональной интеграции
Трансевразийская интеграция представляет собой более широкий и масштабный процесс, охватывающий взаимодействие стран по всему Евразийскому континенту, включая Европу, Азию и, в частности, страны Центральной Азии. Это концепция предполагает создание глобальных связей, пересекающих весь континент, включая инициативы, которые выходят за пределы постсоветского пространства.
Соответственно в рамках многофакторной трансевразийской интеграции возможно:
- Развитие межконтинентальных транспортных и логистических коридоров, таких как «Один пояс, один путь», которые соединяют Европу и Азию.
- Обеспечение энергетической и экономической взаимосвязанности между странами Европы и Азии.
- Стимулирование глобальной торговли через создание инфраструктуры, связывающей страны Востока и Запада.
- Укрепление политического диалога и сотрудничества между странами, расположенными в различных частях континента.
За счет более широкого круга стран, такой процесс позволит создавать новые возможности для роста и развития как на региональном, так и на международном уровнях.
Трансевразийская интеграция включает страны, не только в Евразии, но и тех, которые могут быть задействованы в межконтинентальных проектах (например, страны Западной Европы, Восточной и Юго-Восточной Азии).
Транс-евразийская интеграция, охватывающая огромные территории от Европы до Азии, представляет собой сложный и многоаспектный процесс, который включает в себя экономическое, политическое и культурное взаимодействие между странами Евразийского континента. В этом контексте Центральная Азия играет ключевую роль как географически, так и стратегически. Регион, включающий такие страны, как Казахстан, Узбекистан, Туркменистан, Киргизия и Таджикистан, занимает важное положение на пересечении транспортных и торговых путей, что делает его центральным элементом в развитии евразийской интеграции.
Сравнение возможностей расширения и оценка перспектив евразийской интеграции, Большого Евразийского партнерства и трансевразийской интеграции
Евразийская интеграция предлагает значительные экономические выгоды, включая укрепление торговых связей и повышение конкурентоспособности стран-участниц. Однако ее успешная реализация требует согласования интересов всех государств-членов, особенно балансирования влияния России и удовлетворения национальных интересов других участников. Логистически интеграция опирается на развитие транспортных коридоров, улучшение автомобильных, железнодорожных и авиационных связей, где ключевое место занимает транзит через территорию России и Казахстана. Центральная Азия, особенно Казахстан и Кыргызстан, играют важную роль в обеспечении стратегического транзитного положения и экономического взаимодействия между Европой и Азией, что способствует укреплению экономических связей региона с Китаем и диверсификации внешнеэкономических отношений, снижая зависимость от Запада.
Концепция Большого Евразийского партнерства направлена на расширение рынков сбыта, привлечение инвестиций и углубление экономических связей между странами ЕАЭС, Китаем, Индией и другими государствами Евразии, включая двусторонние и многосторонние соглашения. Ее успешное воплощение требует высокого уровня дипломатической гибкости и готовности к компромиссам, особенно между Россией, Китаем, Индией и ЕС. Логистически проект подразумевает расширение существующих транспортных коридоров и создание новых маршрутов, связывающих страны ЕАЭС с Китаем, Юго-Восточной Азией и Европой. В этом контексте Центральная Азия, особенно Казахстан и Узбекистан, становятся важными партнерами и центрами для привлечения инвестиций, что укрепляет связи с азиатскими странами и способствует созданию новой экономической оси, усиливая российское влияние в Азии.
Трансевразийская интеграция сосредоточена на создании мощных транспортных и логистических коридоров между Европой и Азией через Центральную Азию. Экономическая перспектива этой инициативы основана на развитии инфраструктуры и стимулировании глобальной торговли. Однако успех проекта сопряжен с геополитическими рисками, вызванными конкуренцией между США, Китаем и Россией за влияние в Евразии, где Центральная Азия играет ключевую роль. Логистически Центральная Азия выступает как важнейший транзитный коридор между Европой и Азией, и успех интеграции зависит от стабильности региона и привлечения инвестиций. В конечном итоге Трансевразийская интеграция может способствовать формированию нового транзитного и логистического узла, что отвечает концепции «поворота на Восток» и укрепляет экономическое положение Центральной Азии.
Проблемы и перспективы формирования «бесшовных» способов развития региональных интеграционных взаимодействий
Центральная Азия, обладая важным геополитическим и экономическим положением, становится ключевым элементом для успешного развития интеграционных инициатив в Евразии.
Проблемы, наличие которых отрицательно влияет на ситуацию
1. Политическая нестабильность и конкуренция за влияние. Евразийская интеграция сталкивается с серьезными геополитическими вызовами, связанными с конкуренцией между крупными державами, такими как США, Китай и Россия. Эти страны стремятся усилить свое влияние в регионе, что осложняет достижение консенсуса и стабильности. Центральная Азия, как регион, находящийся в центре этих противостояний, часто оказывается перед выбором между разными политическими и экономическими блоками, что может негативно сказаться на процессе интеграции.
2. Экономические барьеры и асимметрия в развитии. Существует значительная асимметрия в экономическом развитии стран-участниц интеграционных процессов. Например, Россия и Китай обладают гораздо более развитыми экономиками по сравнению с большинством стран Центральной Азии. Это создает дисбаланс в интеграционных инициативах, поскольку менее развитые страны не всегда могут равноправно участвовать в экономических проектах и получают меньше выгоды от интеграции.
3. Транспортные и инфраструктурные ограничения. Развитие транспортных коридоров, таких как Транссибирская магистраль и Северный коридор Шелкового пути, сталкивается с техническими и финансовыми ограничениями. Недостаточное развитие инфраструктуры, особенно в Центральной Азии, ограничивает потенциал региона в качестве транзитного узла между Европой и Азией.
4. Климатические и экологические вызовы. Центральная Азия, как и другие регионы Евразии, сталкивается с серьезными экологическими проблемами, включая нехватку водных ресурсов и угрозу изменения климата.
Перспективы интеграции в Евразии
1. Развитие транспортных и логистических коридоров. Центральная Азия играет важную роль в реализации транспортно-логистических проектов, таких как МТК «Север-Юг» и др. реализация которых работает на улучшение связей внутри региона.
2. Экономическое сотрудничество и углубление интеграции: Укрепление экономических связей между странами Центральной Азии и их соседями, включая Россию и Китай, открывает значительные возможности для роста торговли и инвестиций. ЕАЭС, ШОС и другие региональные организации играют ключевую роль в этом процессе, способствуя созданию общего экономического пространства.
3. Цифровая трансформация. Создание единой цифровой инфраструктуры, а также интеграция цифровых технологий в экономические процессы могут повысить конкурентоспособность региона и способствовать его более тесной интеграции в глобальную экономику.
4. Гибкость и адаптация к глобальным вызовам: Важным условием успешной интеграции является гибкость и готовность к адаптации в условиях изменяющейся глобальной обстановки. Евразийские страны должны быть готовы к реагированию на экономические санкции, изменения в торговых режимах и другие глобальные кризисы, такие как пандемии или изменения климата.
Центральная Азия обладает огромным потенциалом для того, чтобы стать центром трансевразийской интеграции. В случае успешной интеграции регион может стать катализатором экономического роста и стабильности на всем Евразийском континенте, способствуя созданию новых глобальных экономических и политических связей.
Материал был взят с Евразийский Мониторинг https://www.ea-monitor.kz/nashi-proekty/analiticheskiy-doklad-trans-evraziyskaya-integraciya-centralnaya-aziya-kak-klyuch-k-regionalnoy-svyaznosti-i-ustoychivomu-razvitiyu