Казахстан усиливает роль в Транскаспийском транспортном маршруте

Казахстан активно развивает железнодорожные перевозки по Транскаспийскому международному транспортному маршруту (ТМТМ). Этот маршрут, обходящий Россию, связывает Китай с Европой. Инвестиции в железные дороги, включая ветку Достык-Мойынты, укрепляют транзитный потенциал. Кроме того, строятся 1300 миль новых путей. Это поддерживает экспорт зерна в Китай. В результате Казахстан усиливает многовекторную политику, повышая экономическое влияние.

Геополитические изменения

Война в Украине подтолкнула Казахстан к снижению зависимости от России. Имея длинную границу с Россией, страна развивает связи с Китаем. В 2024 году товарооборот с КНР достиг 43,8 млрд долларов. Напротив, торговля России с Китаем составила 27,8 млрд долларов. Таким образом, Астана инвестирует в инфраструктуру, включая железные дороги. Это укрепляет роль Казахстана в маршрутах China Railway Express (CRE).

Инвестиции в железные дороги

В 2022 году КТЖ начала строить второй путь Достык-Мойынты. Протяженность участка — 520 миль. Проект поддерживает Фонд «Самрук-Казына». Токаев назвал его ключевым для транзита. Движение откроется в июне 2025 года. Смаилов отметил важность проекта для регионов. За пять лет грузоперевозки выросли на 440%. В 2022 году объем достиг 74 млрд тонно-километров.

Кроме того, к 2027 году построят 1300 миль путей. КТЖ подготовила 8,2 млн кубометров земли. Уложено 497 миль путей. Модернизированы 32 станции и 92 моста. В результате пропускная способность вырастет в пять раз.

Средний коридор и его значение

Война в Украине нарушила маршруты CRE через Россию. Поэтому грузы сместились на ТМТМ. Этот маршрут короче и обходит санкции. КТЖ строит обход Алматы. Также создается линия Дарбаза-Мактаарал. Она свяжет Казахстан с Туркменистаном. Казахстанский терминал в Сиане обрабатывает треть поездов CRE. Доставка в Азербайджан занимает 11 дней.

История ТМТМ

В 2015 году Украина и Китай искали обход России. Первый поезд прошел через Достык. Он доставил 21 контейнер в Турцию. Однако таможенные сложности замедлили процесс. В 2016 году создали Ассоциацию ТМТМ. Война 2022 года усилила интерес к маршруту. Теперь он активно развивается.

Сотрудничество с Китаем

В 2024 году Си Цзиньпин посетил Астану. Он поддержал развитие ТМТМ. Токаев отметил его значение для логистики. Новый пункт Аягоз-Бахты увеличит грузопоток. В 2023 году он вырос на 22%. За полгода 2024 года поездов стало на 8,2% больше.

Баланс с соседями

Казахстан модернизирует узлы с Россией. Пять из девяти узлов увеличили пропускную способность. Также расширяется узел Сарыагаш с Узбекистаном. Это повышает транзит на 12%. Таким образом, Казахстан сохраняет многовекторность.

Экспорт и экономика

Экспорт в Китай вырос на 25%. Зерновой экспорт удвоился до 1,8 млн тонн. Субсидии помогают вывозить пшеницу в Марокко. В 2025 году экспорт зерна вырос на 60%. ТМТМ увеличил перевозки на 62%. Токаев планирует удвоить объем к 2028 году.

Выгоды для Центральной Азии

  1. Экономический подъем: ТМТМ создает рабочие места. Инвестиции стимулируют рост.
  2. Торговая диверсификация: Обход России открывает рынки Европы. Это снижает зависимость.
  3. Интеграция региона: А 비교ция ТМТМ укрепляет связи стран. Сотрудничество растет.
  4. Стабильность: Торговля снижает политические риски. Экономика укрепляется.
  5. Экспортный рост: Логистика помогает вывозить зерно. Новые рынки открываются.

Казахстан укрепляет роль в глобальной торговле. ТМТМ снижает зависимость от России. Сотрудничество с Китаем растет. Для Центральной Азии маршрут открывает экономические перспективы. Это укрепляет стабильность и интеграцию.

Статьи по теме

Back to top button