Перспективы развития Среднего коридора в контексте геополитической напряженности
Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ) или Средний коридор был учрежден в ноябре 2013 года по итогам
II Международного транспортно-логистического бизнес-форума «Новый Шелковый путь» в г.Астана.
В декабре 2016 года принято решение о создании Международной ассоциации «Транскаспийский международный транспортный маршрут», которая приступила к своей деятельности в феврале 2017 года. В том же году был налажен мультимодальный транспортный сервис по маршруту Китай – Курык/Актау – Баку/Алят – Батуми/Поти и далее в третьи страны, в том числе через новую линию «Баку – Тбилиси – Карс».
ТМТМ пролегает через Китай, Казахстан, Каспийское море, Азербайджан, Грузию, Турцию и далее через акваторию Черного моря в Европу. Перевозка грузов осуществляется с задействованием железнодорожного и морского транспортов.
Протяженность маршрута составляет 11 тыс. км. Текущая пропускная способность достигает 6 млн тонн в год с перспективой увеличения к 2025 году до 10 млн тонн, в том числе до 200 тыс. контейнеров.
В 2023 году по этому маршруту было перевезено более 2,7 млн тонн грузов, что на 86% больше, чем в предыдущем году – 1,48 млн тонн. В 2022 году экспорт казахстанских грузов увеличился в 6,5 раза в сравнении с 2021 годом, составив 891 тыс. тонн.
Ассоциация обеспечивает необходимую информационную поддержку, способствует упрощению административных процедур, созданию конкурентной среды и обеспечению максимальной эффективности для участников из разных стран, в том числе географически не расположенных непосредственно на ТМТМ.
Для эффективного функционирования ТМТМ автоматизированы все бизнес-процессы, включая управление структурой доходов и расходов, имеющих сложно структурированные денежные потоки и значительное число казначейских операций. Благодаря этому исключены кассовые разрывы и построена прозрачная финансовая система.
Рост перевозок и геополитические факторы
Несмотря на большой интерес стран-участниц, до недавних пор этот маршрут использовался относительно редко из-за наличия более выгодных альтернатив, таких как Северный и Южный морские пути, транспортный коридор «Север-Юг», а также Транссибирская железнодорожная магистраль, которые в основном проходят через территорию России.
После начала военных действий в Украине актуальность Среднего коридора многократно выросла, крайнюю заинтересованность в развитии маршрута стали проявлять страны Евросоюза, которые рассматривают этот транспортный коридор как один из основных для доставки грузов из Китая в обход России.
В свою очередь, привлекательность ТМТМ для Китая обусловлена стремлением развивать свои западные провинции и обеспечить им доступ на региональные рынки сбыта.
Успехи 2024 года и новые возможности
В рамках ТМТМ уже был запущен первый в 2024 году контейнерный поезд сообщением «Сиань (КНР) – Баку (Азербайджан)», который преодолел расстояние из пункта отправки в пункт назначения за 11 дней. Поезд состоит из 55 сорокафутовых контейнеров с различными товарами народного потребления, электромобилями, строительными материалами, трубами разных размеров и другой продукцией. Планируется запуск еще одного такого поезда по аналогичному маршруту.
С торгово-экономической точки зрения Средний коридор в первую очередь позволяет диверсифицировать торговые маршруты и улучшить транспортную доступность для Азербайджана, Грузии и Казахстана.
К тому же, кризис в Красном море открыл новые возможности для раскрытия потенциала ТМТМ и его использования в мировой торговле, особенно между Европой и Азией. В этом контексте ведущую роль в развитии и раскрытии всех возможностей проекта может сыграть Турция, которая обладает высоким логистическим и инвестиционным потенциалом.
Важным условием повышения эффективности и пропускной способности ТМТМ является решение ряда вопросов, требующих рассмотрения в приоритетном порядке, так как они несут особые риски. Речь идет о связи между железной дорогой и морскими портами, закупке определенных видов оборудования для повышения операционной эффективности, решении проблем, связанных с зависимостью работы портов от погодных условий.
Впрочем, страны, по территории которых проходит коридор, уже приняли и реализуют «Дорожную карту», призванную увеличить его мощность. К примеру, в 2023 году казахстанской компанией начата реализация проекта по строительству терминала в грузинском г.Поти. Этот проект станет опорной точкой на маршруте ТМТМ, а также позволит формировать контейнерные поезда по маршруту и оказывать различные терминальные услуги по перетарке сухих грузов и хранению контейнеров.
О важности Транскаспийского маршрута и роли Казахстана в реализации проекта говорят проводимые на различных площадках встречи и заседания по развитию ТМТМ.
Международная поддержка и перспективы
В конце января 2024 года в столице Турции состоялись выездные заседания Рабочей группы и Общего собрания объединения юридических лиц «Международная ассоциация «Транскаспийский международный транспортный маршрут».
В рамках заседания состоялся круглый стол с грузовладельцами Казахстана и Турции на тему «ТМТМ: тренды, вызовы и перспективы». Перед участниками выступили представители Всемирного банка, Европейского банка реконструкции и развития, Министерства транспорта Турции. Обсуждались актуальные вопросы по цифровизации маршрута ТМТМ и обозначены ключевые точки взаимодействия в организации развития перевозок.
В итоговом докладе отмечается расширение географии маршрута ТМТМ и достигнуты договоренности с АБР о выделении гранта на разработку стратегии дальнейшего развития в 2024 году. Состав Ассоциации увеличился до 25 компаний и представлен 11 странами.
Активные действия по развитию Среднего коридора предпринимают и страны ЕС. Вице-председатель Еврокомиссии Валдис Домбровских на инвестиционном форуме Global Gateway в Брюсселе объявил об обязательстве ЕС инвестировать 10 млрд евро в ТМТМ. Всего Европейский Союз, его страны и банки развития стремятся мобилизовать на совершенствование транспортных систем Центральной Азии до 300 миллиардов евро общественных и частных инвестиций в период с 2021 по 2027 годы.
Аналитики KPMG считают, что санкции, введенные в отношении России и Беларуси, в ближайшее время не отменят. Это говорит о том, что Северный торговый маршрут откроется не скоро, что серьезно повышает потенциал Транскаспийского маршрута.
Казахстан и Азербайджан как главные заинтересованные стороны в развитии транскаспийского транзита делают для этого конкретные шаги. Для повышения транзитного потенциала двух стран между АО «НК «КТЖ» и ЗАО «Бакинский международный морской торговый порт» был заключен меморандум о сотрудничестве в области логистики и реализации совместных проектов в рамках ТМТМ.
Самым главным вызовом для реализации потенциала ТМТМ в целом будут инвестиции в подвижной состав, транспортную и логистическую инфраструктуру, в том числе в морских портах на Каспии. Речь идет о миллиардах долларов.
В настоящий момент транспортировка грузов через Каспийское море идет в основном за счет азербайджанских судов. Для удовлетворения высоких требований европейских стран к качеству и безопасности товаров необходимо строительство складов класса А. Важно сократить сроки прохождения грузов таможенного досмотра.
Говоря о большом потенциале ТМТМ, эксперты отмечают, что ожидается выход в регион компаний, которые занимаются глобальными морскими перевозками. Это сингапурская PSA Group, датская Maersk и швейцарская MSC.
По мнению других международных экспертов, на фоне нынешних геополитических потрясений региональное позиционирование стран полностью изменилось. В этих условиях Средний коридор открывает важные возможности для стран Кавказа и Центральной Азии по диверсификации транспортно-логистических маршрутов и укреплению торговых связей с Китаем и Европой.
При этом эксперты выделяют факторы, которые мешают Среднему коридору полностью реализовать свой потенциал. Помимо геополитических аспектов, связанных с географической и экономической фрагментацией стран региона, в техническом плане ТМТМ все еще недостаточно развит по сравнению с другими транспортными коридорами, как, например, Северный коридор. Сохраняются проблемы с инфраструктурой, обеспечением безопасного и бесперебойного грузопотока. Также имеются экологические проблемы с Каспийским морем, уровень воды в котором в последние годы начал стремительно снижаться.
Однако, несмотря на эти проблемы, Казахстану важно продолжать развивать свой экспортный и транзитный потенциал, снижая зависимость от России. По приблизительным подсчетам, потенциал Среднего коридора к 2030 году оценивается до 20 млн тонн грузов в год. В этом отношении он является ключевым звеном не только для развития транспортной системы, но и для более глубокой экономической интеграции с Китаем и со странами Европы, включая технологическое сотрудничество. Привлечение инвестиций в эту сферу и модернизация инфраструктуры должны стать одним из главных приоритетов государственной политики в среднесрочной перспективе для расширения внешнеторговых связей и интеграции Казахстана в глобальные цепочки поставок.
Сейчас на государственном уровне стран-участниц ТМТМ активно прорабатываются и устраняются «узкие места» маршрута. К ним относятся отсутствие соответствующих логистических хабов в западном направлении (в районе Актау), высокий износ вагонов, фитинговых платформ и локомотивов, а также недостаточное количество судов в акватории Каспийского моря.
По оценкам аналитиков, срок доставки грузов, отправленных из порта Ляньюньган в Китае по маршруту ТМТМ, составляет 13-21 день. По альтернативному маршруту через Суэцкий канал грузы будут находиться в пути 35-45 дней.