Перспективы развития отношений США и стран Центральной Азии при президенте Д.Трампе
В 2024 году Дональд Трамп вновь стал президентом США, что предвещает значительные изменения в международной политике, в том числе в отношениях с Центральной Азией. На фоне его непредсказуемой внешней политики и акцента на краткосрочные выгоды для США, эксперты Евразийского центра «Atlantic Council» прогнозируют несколько важных направлений, которые могут повлиять на динамику отношений в этом регионе.
Конкуренция с Китаем и сдерживание его влияния
Одним из приоритетов внешней политики новой администрации Трампа станет сдерживание Китая в Центральной Азии. США, несмотря на преимущество Китая в экономике и строительстве, продвигают свои интересы. Это будет происходить через образовательные программы, деловые контакты и экономическую помощь. Страны региона могут ожидать усиление экономических связей с США в рамках стратегической конкуренции с Китаем.
К примеру, точкой соприкосновения может стать энергетический сектор, где страны Центральной Азии обладают значительными запасами природных ресурсов. В свою очередь, США могут поддерживать проекты, ориентированные на модернизацию инфраструктуры и повышение энергетической независимости стран региона.
Другой сферой сотрудничества могут стать вопросы цифровой инфраструктуры и технологий. США могут предложить свои разработки и инвестиции в качестве альтернативы китайским проектам. Это поможет усилить влияние США и уменьшить зависимость Центральной Азии от Китая в стратегически важных отраслях.
Поддержка реформ и прав человека
Несмотря на ограниченные ресурсы, Д. Трамп, вероятно, продолжит поддержку демократических реформ и прав человека. Это может включать помощь в модернизации государственных институтов, поддержку гражданского общества и правовые реформы. Это будет способствовать стабильности и устойчивому развитию региона. США также могут обратить внимание на СУАР КНР, где проживает много нацменьшинств (казахи, уйгуры, кыргызы и др.).
США могут использовать обсуждение ситуации в СУАР как часть дипломатической стратегии. Они будут поднимать вопросы прав нацменьшинств и этнических групп на международных платформах. Также эти вопросы могут обсуждаться в диалоге с центральноазиатскими странами.
Усиление позиций США в Афганистане
Афганистан остается важной темой для администрации Д. Трампа. Он уже поднимал вопрос об исправлении ошибок Байдена в отношении Афганистана. Несмотря на отсутствие прямой военной интервенции, США могут продолжить политику сдерживания и активное присутствие. Это обеспечит стабильность и безопасность в регионе, а также поможет бороться с террористическими угрозами.
Например, Вашингтон попытается укрепить военное сотрудничество с Ташкентом, важным партнером в афганском направлении. Это сотрудничество может включать поставки военного оборудования, совместные учения и обмен разведывательной информацией. Укрепление связей с Узбекистаном позволит США усилить влияние в регионе и создать барьер против дестабилизирующих факторов из Афганистана, таких как терроризм и наркотрафик.
Стратегия «единовременной сделки»
Трамп известен своей тактикой заключения выгодных краткосрочных соглашений. Эта политика, скорее всего, распространится и на Центральную Азию. Ожидается, что Трамп будет заключать конкретные сделки, которые принесут немедленные выгоды, избегая долгосрочных обязательств и альянсов. Это может включать экономические соглашения, инвестиции в инфраструктуру и поддержку местных бизнес-инициатив.
В частности, одной из тактик могут стать вторичные санкции, направленные на компании и страны, сотрудничающие с Россией в обход интересов США. Например, если страны региона заключат крупные инфраструктурные или энергетические соглашения с Россией, США могут ввести ограничения на доступ этих компаний к американскому рынку или финансированию. Эта тактика направлена на то, чтобы сдерживать внешнее влияние и создать стимулы для сотрудничества с американскими компаниями на более выгодных условиях.
Это послужит одним из рычагов влияния в ходе переговоров с Россией по различным вопросам.
Роль Центральной Азии в стратегическом контексте
Центральная Азия продолжит оставаться стратегически важным регионом для США, особенно в контексте сдерживания Китая и России. Трамп будет активно использовать формат «С5+1» для укрепления двусторонних и многосторонних связей с государствами Центральной Азии, а также проводить личные переговоры с их лидерами, что усилит экономические и политические связи между странами региона и США.
Данный формат поддерживается лидерами стран ЦА и способствует укреплению контактов, в том числе на высоком уровне. США могут инициировать сотрудничество в области кибербезопасности, борьбы с терроризмом и контроля на границах через формат «С5+1». Обсуждение энергетических проектов также важно, так как страны региона заинтересованы в развитии своей инфраструктуры и экспорте ресурсов. США могут предложить техническую и финансовую помощь, конкурируя с китайскими инвестициями.
Снижение напряженности между США и Россией поможет странам ЦА проводить более сбалансированную политику и углубить сотрудничество с США, что принесет экономические и политические выгоды.
Второй президентский срок Д. Трампа может привести к нескольким изменениям в политике США по отношению к Центральной Азии:
- усиление экономических и политических связей с акцентом на выгодные сделки;
- сдерживание Китая через расширение торговых и образовательных программ;
- поддержка демократических реформ и прав человека для улучшения внутренней стабильности;
- активные действия по Афганистану для обеспечения безопасности и борьбы с терроризмом.
Ожидается, что новая администрация Трампа предоставит Центральной Азии уникальные возможности для расширения сотрудничества с США.