Приватизация стратегических активов в Узбекистане

21 апреля т.г. президент Узбекистана Шавкат Мирзиеев подписал указ № УП-70, утверждающий комплексную программу приватизации на 2025 год. Государство планирует продать доли более чем 100 предприятий, включая 29 крупных стратегических объектов.
Программа охватывает свыше 1000 государственных активов в ключевых секторах экономики: энергетике, транспорте, банковской сфере, телекоммуникациях и автопроме. Приватизация позиционируется как часть рыночных реформ, направленных на привлечение иностранных инвестиций, повышение эффективности управления и сокращение участия государства в экономике.
Этапы приватизации
Размещение будет проходить в два этапа:
- II–IV кварталы 2025 г. – этап подготовки, включая привлечение консультантов;
- IV квартал 2025 г.–I квартал 2026 г. – этап объявления и проведения торгов.
Отдельно выделены 12 компаний, которые выйдут на международные и внутренние фондовые рынки в формате IPO/SPO. Доли для размещения составляют от 10 до 25%. Продажа запланирована поэтапно с 2025 по 2028 год.
Ключевые объекты на продаже
- UzAuto Motors – крупнейший производитель автомобилей в Центральной Азии. В 2022 году компания провела IPO на 56,9 млрд сумов.
- Uzbekneftegaz – национальный нефтегазовый гигант. В 2023 году чистая прибыль составила 611,6 млрд сумов, снизившись на 53% по сравнению с предыдущим годом. Компания привлекла $700 млн инвестиций.
- Thermal Power Plants JSC – оператор теплоэлектростанций. В 2024 году предприятия произвели 31,9 млрд кВт·ч электроэнергии и 11,1 млн Гкал тепловой энергии, превысив плановые показатели.
- Крупнейшие госбанки, включая Aloqabank. На конец 2024 года собственный капитал банка составил 3 082 241 млн сумов, а оценочная стоимость – 3 924 908 млн сумов.
- Государственные доли в телекоммуникационных компаниях, включая Ucell. В 2022 году оператор инвестировал $111,5 млн в развитие сети.
Мнения экспертов
- Джеймс Фаррел, Eurasia Group: «Узбекистан следует модели Казахстана начала 2000-х годов. Однако без жесткой антикоррупционной реформы приватизация может привести к олигархизации экономики».
- Саиджахон Абдурахмонов, экономист: «Люди опасаются шоковой терапии – увольнений, роста тарифов и монополизации. Без социальной защиты население не выдержит таких реформ».
- Ольга Смирнова, Центр постсоветских исследований: «На кону не просто деньги, а суверенитет. Энергетика и транспорт под иностранным контролем создают зависимость страны».
- Мари Леру, OECD: «Если все провести прозрачно и без «откатов», Узбекистан может войти в клуб динамично развивающихся экономик. Но это большой «если»».
Анализ рисков и преимуществ
Плюсы:
- приток иностранных инвестиций;
- рост эффективности бизнеса;
- освобождение бюджета от убыточных предприятий;
- технологический апгрейд.
Минусы:
- возможная распродажа по заниженной цене;
- потеря стратегического контроля;
- угроза социальной нестабильности;
- усиление роли западных и региональных лоббистов.
Таким образом, приватизация в Узбекистане – двойственный процесс. Она может стать трамплином к модернизации экономики или источником нестабильности и утраты суверенитета. Всё зависит от того, кто покупает, по какой цене и насколько прозрачно проводится процесс.
Если реформы будут сопровождаться открытыми тендерами, общественным контролем и институциональными изменениями, страна сможет выйти на новый экономический уровень. В противном случае есть риск повторения ошибок других постсоветских стран, где приватизация привела к социальному расслоению, политической напряжённости и концентрации власти в руках узкой группы лиц.