Соглашение о строительстве железной дороги

24 апреля 2025 года Казахстан и Афганистан подписали протокол о намерениях. Он касается строительства железной дороги Тургунди–Герат–Кандагар–Спин-Болдак. Документ подписан в Кабуле. Казахстанскую делегацию возглавил Серик Жумангарин. Следовательно, страны планируют создать совместное предприятие. В него войдут железные дороги Казахстана, Афганистана и Туркменистана. Далее, ожидается официальное соглашение о строительстве участка Тургунди–Герат. Кроме того, в Герате появится логистический центр.
Цифровая и транспортная инфраструктура
Помимо железной дороги, проект включает оптоволоконный кабель. Это обеспечит быстрый интернет. Более того, кабель повысит безопасность движения поездов. Казахстан инвестирует 500 миллионов долларов. В результате, в Герате создадут транспортную компанию. Таким образом, проект улучшит цифровую связь. Также он поддержит местные сообщества.
Укрепление региональных связей
Железная дорога соединит Тургунди с Спин-Болдаком. Афганистан станет транзитным узлом. Следовательно, Казахстан получит доступ к морским путям. Это сократит маршрут доставки грузов. К 2030 году грузоперевозки утроятся. Более того, проект усилит торговые связи. В частности, он свяжет Центральную и Южную Азию.
Трехсторонние переговоры
В апреле 2024 года в Кабуле прошли переговоры. Участвовали Казахстан, Туркменистан и Афганистан. Они договорились о транзитном коридоре. Этот коридор свяжет регионы. Кроме того, он станет частью коридора Север-Юг. В июле 2024 года в Актау обсудили проект. Мамметхан Чакыев предложил совместное предприятие. Таким образом, коридор станет привлекательным.
Поставки и стратегические цели
В декабре 2024 года Максат Калиакпаров выступил в Астане. Он подтвердил поставки материалов. В частности, они пойдут на участок в Герате. Проект укрепит коридор Север-Юг. Более того, он увеличит экспорт Казахстана. Объем экспорта в Афганистан вырастет на 40%. Следовательно, проект перспективен.
Политические и экономические шаги
Казахстан исключил Талибан из списка террористов в 2024 году. Это укрепило отношения. Однако стабильность на границах важна. Например, конфликты с Пакистаном создают риски. Таким образом, безопасность остается ключевой.
Положительные аспекты для Центральной Азии
- Морские пути: Доступ к портам Индийского океана упростит экспорт.
- Грузоперевозки: Объем грузов утроится к 2030 году.
- Экономика: Логистические центры создадут рабочие места.
- Цифровизация: Оптоволоконный кабель улучшит интернет.
- Сотрудничество: Проект усилит связи между регионами.